Яндекс.Метрика
Оформление сайта:
Фон:
Шрифт:
Картинки:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


при поддержке Министерства социальной
политики Свердловской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

Новости

Коллектив регионального Минсоцполитики ежегодно принимает участие во Всероссийском дне посадки леса.

Финал ежегодного турнира по мини-футболу среди команд психоневрологических интернатов в уральском Федеральном округе завершился победой команды Краснотурьинского психоневрологического интерната.

ПЕРЕВОДЧИК

 

 

 

Актуальность вопроса создания доступной среды жизнедеятельности

Важно

Единый социальный телефон
8 (800) 3008-100

Детский телефон доверия
8 (800) 2000-122

Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции
8 (343) 3120-701

«Горячая линия» Федерального агентства по делам национальностей - monitoring@fadn.gov.ru
 

Поделись

Отношение общества к людям с нарушениями  развития на протяжении времен  было неодинаковым. В средневековье господствовало  представление о физических  дефектах как о наказании за грехи или знаке  причастности к злым духам, поэтому людей с  физическими недостатками избегали и боялись,  а наиболее приемлемым образом жизни  для «больных», с точки зрения физически полноценного  общества, было заточение, изоляция.

Современная эпоха устанавливает социальную  справедливость и равноправие в качестве  нравственных основ общества. Принципы  уважения человеческого достоинства  независимо от состояния физического и психического  здоровья, возраста, пола, вероисповедания  и социального положения включают  соблюдение прав человека, в том числе  право на медицинское обслуживание, образование  и труд.

Целый ряд исследований, направленных  на изучение условий возникновения и последствий  заболеваний, функционирования  мозга, был проведен после Первой мировой  войны. Благодаря новым знаниям изменилось  отношение общества к инвалидам. Произошли  изменения в социальной политике,  и прежде всего в создании системы услуг. Определенный  шаг в сторону признания прав и  достоинств инвалидов продемонстрировали  США, где в 1933 году пост президента занял  Франклин Рузвельт, обе ноги которого были  парализованы. Инвалиды Второй мировой  войны также способствовали популяризации  идеи человеческого достоинства.

В 1950–1960 годы сначала в Швеции, а затем  и в других странах Запада стал меняться  подход в отношении инвалидов. Люди с ограниченными  возможностями постепенно смогли  жить самостоятельно. В большинстве современных  жилищных проектов представлены  так называемые групповые дома, где жильцы  имеют общие расходы на питание, транспорт  и дежурную помощь. Такие дома появились  на Западе уже с начала 1970-х годов, вытеснив  дома-интернаты для инвалидов.

Примерно с конца 1960-х — начала 1970-х  годов правительства США, Швеции и некоторых  других развитых стран под влиянием  общественных движений инвалидов и результатов  исследований начали проводить  политику «деинституциализации». Речь шла о  том, чтобы люди, содержавшиеся в закрытых  учреждениях-институциях (интернатах, колониях,  психиатрических госпиталях, детских  домах), обрели возможность жить, получать  лечение, проходить реабилитационные, коррекционные  и образовательные программы  в более мягких условиях. Такие условия могли  предоставить приемные семьи, диспансеры,  службы социально-психологической поддержки,  добровольческие программы помощи  и так называемые групповые дома (малокомплектные  интернаты на 8–10 человек, включая  немногочисленный персонал). В основе  идеи групповых домов находилось гуманистическое  убеждение, что люди с иными нарушениями могут достаточно самостоятельно  жить в общине, быть включенными в социальный  мир.

В то время утверждались принципы защиты  прав клиента и уважения человеческого  достоинства, согласно которым людям следует  жить и получать необходимые услуги (медицинские,  образовательные, социальные) в  наименее ограничивающем окружении. Ведь  известно, что у детей, которые большую часть  времени проводят в интернате, отсутствует  личный опыт интимных, близких, человеческих  отношений. Привыкая к тому, что к ним относятся  как к беспомощным и неспособным,  дети-сироты демонстрируют соответствующие  модели поведения, чтобы снизить уровень  предъявляемых к ним требований. Частично  опыт взросления приобретается тогда, когда мы учимся на своих ошибках. Наблюдения  специалистов позволили сделать вывод,  что работающие с социально ограниченными  людьми сознательно или неосознанно  относились к ним так, будто те нуждались в  постоянной защите от причуд системы социального  обеспечения, от жестокости «нормального» мира, от их собственных «нехороших  импульсов».

Нарушения физического или психического  развития, как и любое функциональное изменение  организма, старение или болезнь, —  больше, чем просто медицинское явление. Как конкретное нарушение отразится на самом  человеке (будь то взрослый или ребенок),  его семье, окружающих, зависит от того, насколько  гуманно и цивилизованно общество  в целом. Даже отношение к инвалиду в семье  во многом может зависеть от отношения  к нему в обществе. Вот почему ограничение  возможностей следует рассматривать как явление,  характеризующееся не только нарушениями  функций организма, но и недостаточностью  внешних условий; и первые и второе  делают деятельность человека (в том числе  функционирование его органов) затрудненной  или невозможной. Причиной ограниченных  возможностей может стать, например,  несовершенство образовательных программ,  медицинских и социальных услуг.

В мире свыше 500 млн человек являются  инвалидами вследствие физических,  сенсорных, иных расстройств. Эти люди не могут  вести полноценный образ жизни из-за барьеров  различного характера, препятствующих  успешной социализации. Важная задача общества  состоит в выявлении и устранении затруднений,  осложняющих жизнедеятельность  инвалидов. Одним из очевидных направлений  в решении проблемы успешной социализации  людей с ограниченными физическими возможностями  является создание условий беспрепятственного  передвижения, то есть в первую  очередь устранение строительных барьеров,  что обеспечило бы возможность свободного  доступа для инвалидов к объектам социальной  инфраструктуры: жилым, общественным, производственным  зданиям, сооружениям и помещениям,  местам отдыха и досуга.

Наличие тяжелого физического дефекта  формирует у человека определенное отношение  к своему заболеванию, что существенно  сказывается на социальной активности. Субъективная  оценка тяжести состояния является  фактором, детерминирующим различную степень  социальной активности.

Круг интересов инвалида столь же широк,  как у здоровых людей. Можно предположить  — даже более широк, чем у здорового  населения, что объясняется попыткой компенсировать  свой дефект, сделать свою среду  обитания более разнообразной.

Все жизненно важные потребности инвалидов  связаны с необходимостью приспособления  среды обитания к анатомическому  дефекту и функциональным нарушениям.

Критерием оценки политики в отношении  инвалидов является доступность для них физической  среды, включая жилье, транспорт,  образование, работу и культуру, а также информации  и каналов коммуникации.

Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся  значительными, ежегодно  возрастающими объемами финансирования  из бюджетов всех уровней, остается нерешенной  важнейшая социальная задача — создание  для инвалидов возможностей, равных  возможностям остальных членов общества,  во всех сферах жизни — физической, социальной,  экономической, культурной, в сфере  здравоохранения и образования, информации  и связи.

Доступность для инвалидов различных  структур общества и окружающей среды  является одним из важнейших условий  обеспечения их прав и свобод. Всеобщей  декларацией прав человека, принятой резолюцией  217 А (III) Генеральной Ассамблеи  Организации Объединенных Наций от 10 декабря  1948 года, предусмотрено право на равенство  возможностей.

Организация объединенных наций (ООН)  в 1983–1992 годах проводила десятилетие  инвалидов, а в 1992 году учредила ежегодный  Международный день инвалидов — 3 декабря.

Конвенция о правах инвалидов, утвержденная  резолюцией 61/106 Генеральной  Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года и  вступившая в силу 3 мая 2008 года, подписанная  Российской Федерацией 24 сентября  2008 года (далее — Конвенция), устанавливает,  что государства-участники принимают надлежащие  меры для обеспечения инвалидам  доступа наравне с другими к физическому  окружению, транспорту, информации и связи,  в том числе информационно-коммуникационным  технологиям и системам, а также к другим  объектам и услугам, открытым или  предоставляемым  для населения.

Эти меры, предполагающие также выявление  и устранение препятствий и барьеров,  мешающих доступности, должны распространяться,  в частности:  а) на здания, дороги, транспорт, другие  внутренние и внешние объекты, включая  школы, жилые дома, медицинские учреждения  и рабочие места;  б) информационные, коммуникационные  и другие службы, включая электронные службы  и экстренные службы;  в) социальные программы и социальные  услуги, включая реабилитацию, обусловливающие  возможность эффективной социальной  адаптации инвалидов в обществе.

Подписание Конвенции Российской Федерацией  фактически утвердило принципы,  на которых строится политика государства в  отношении инвалидов. Для Российской Федерации  подписание Конвенции является показателем  готовности страны к соблюдению  международных стандартов экономических,  социальных, юридических и других прав инвалидов.

Обеспечение для инвалидов доступа к объектам  социальной инфраструктуры означает  возможность посещать жилые, общественные  и производственные здания, строения и  помещения, а также спортивные сооружения,  места отдыха, культурно-досуговые и другие  учреждения, а также возможность пользоваться  железнодорожным, воздушным, водным,  междугородным автомобильным транспортом  и всеми видами городского и пригородного  пассажирского транспорта.

С учетом требований Конвенции, а также  положений Международной классификации  функционирования, ограничений жизнедеятельности  и здоровья (МКФ) доступная среда  может определяться как физическое окружение,  транспорт, информация и связь, дооборудованные  путем устранения препятствий и  барьеров, возникающих у индивида или группы  людей, с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее  возможного использования соответствующей  группой населения.

Важнейшим условием формирования доступной  среды является индивидуальный  подход в решении вопросов доступности  применительно к каждому конкретному инвалиду  с учетом его потребностей, окружения,  семейных условий, образования, вида трудовой  деятельности, личностных особенностей  и на основании сопоставления желаний инвалида  и его объективных возможностей.

Согласно Стандартным правилам обеспечения  равных возможностей для инвалидов,  принятых резолюцией 48/96 Генеральной  Ассамблеи ООН от 20.12.1993 года, «государствам  следует: а) осуществлять программы  действий с тем, чтобы сделать материальное  окружение доступным для инвалидов; b) принимать  меры для обеспечения им доступа к  информации и коммуникациям».

Основной целью российской государственной  политики в отношении инвалидов  является обеспечение им равных с другими  гражданами возможностей в реализации  гражданских, экономических, политических и  других прав и свобод, предусмотренных Конституцией  РФ.

В 90-х годах ХХ века в Российской Федерации  была сформирована нормативная база  для создания доступной для инвалида адекватной  среды обитания. Федеральным законом  от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной  защите инвалидов в Российской  Федерации» определены обязанности органов  власти всех уровней, предприятий и  организаций всех форм собственности обеспечивать  беспрепятственный доступ инвалидов  к объектам социальной инфраструктуры,  создавать условия для беспрепятственного  пользования всеми видами пассажирского  транспорта, средствами связи и информации.

В целях формирования условий для беспрепятственного  доступа инвалидов и других  маломобильных групп населения к объектам  и услугам, а также интеграции инвалидов  с обществом и повышения уровня их  жизни принята государственная программа  «Доступная среда» на 2011–2015 годы, основными  задачами которой определены оценка  состояния доступности и повышение уровня  доступности приоритетных объектов и услуг  в приоритетных сферах жизнедеятельности  инвалидов и других маломобильных групп  населения; устранение социальной разобщенности  инвалидов и граждан, не являющихся  инвалидами; обеспечение равного  доступа инвалидов к реабилитационным услугам  и иные задачи.

Возможность доступа инвалидов к объектам  социальной инфраструктуры означает  также возможность пользоваться средствами  связи и информации, в том числе услугами телефонной  связи, интернет-связи, слушать радио  и смотреть телевизор.

В соответствии с транспортной стратегией  Российской Федерации на период до  2030 года доля подвижного состава автомобильного  и городского наземного электрического  транспорта общего пользования,  оборудованного для перевозки маломобильных  граждан, в общем количестве подвижного  состава этого парка с учетом социальных  стандартов должна составлять: в 2010 году —  8 %, в 2015 году — 25 %, в 2020 году — 55 %,  в 2030 году — 90 %.

Согласно Федеральным авиационным правилам  «Общие правила воздушных перевозок  пассажиров, багажа, грузов и требования к  обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,  грузополучателей» пассажир на инвалидной  коляске может лететь без сопровождения  «под наблюдением перевозчика, по согласованию  с перевозчиком и после оформления  письменного заявления». Российские авиакомпании  трактуют этот пункт в свою пользу  и не всегда пускают на борт инвалидов в коляске  без сопровождения. Иногда авиакомпании  неправомерно отказываются продать  билет на самолет инвалидам-колясочникам.

Между тем крупнейшие отечественные авиа компании с каждым годом все больше стремятся  обеспечить соответствие своих услуг  международным стандартам.

В соответствии с международными стандартами  при бронировании билетов для  пассажиров-инвалидов должна заранее обговариваться  степень инвалидности, способность  к передвижению и потребность в кислородном  баллоне. За рубежом пассажир по  своему желанию может прибегнуть к услугам  медпункта и полететь с сопровождающим  лицом.

Пассажирам с отсутствующим зрением и  следующим в сопровождении собаки-поводыря  разрешено провести животное бесплатно  в пассажирский салон. Собака во время полета  должна быть привязана у ног пассажира  и иметь намордник. Инвалид должен иметь  при себе официальный документ, подтверждающий  прохождение животным специальной  тренировки.

Для инвалида, который летит с инвалидной  коляской, предоставляется одно место,  а коляска сдается в багаж с особой маркировкой  — «Special assistance».

При перевозке пассажира, нуждающегося  в подключении системы жизнеобеспечения,  на борту предоставляется возможность  воспользоваться источником электропитания.

Если пассажир нуждается в носилках, то  бронируется несколько мест (обычно три  ряда по два кресла). По прилете работники  медпункта и сотрудник пограничного контроля  для проверки документов поднимаются  на борт, после чего пассажира доставляют в  медпункт на специальном транспорте. В медпункте  в присутствии пассажира и инспектора  таможни осуществляется прохождение таможенного  контроля.

Железнодорожный транспорт в России  недостаточно оборудован для перевозки  инвалидов. Например, посадка в вагон инвалидов  на коляске должна производиться мобильными  подъемниками с электромоторным  оборудованием, хотя имеется определенная  нормативная база, обязывающая перевозчика  оборудовать посадочные перроны такими  спецсредствами.

Одной из задач гражданского общества в  нашей стране является обеспечение открытости  и доступности государственной и иной  социально значимой информации для инвалидов.

Решению проблемы доступности веб-контента  для инвалидов были посвящены рекомендации,  разработанные в 1999 году Консорциумом  Всемирной паутины (W3C) — Web  Content Accessibility Guidelines (WCAG). В конце  2008 года была принята новая — вторая —  версия рекомендаций, а с 2009 года в России  вступил в силу ГОСТ Р 52872–2007 «Интернетресурсы.

Требования доступности для инвалидов  по зрению».

Несмотря на наличие всеобъемлющих рекомендаций,  большинство сайтов в Интернете  пока не адаптировано для просмотра людьми  с ограниченными физическими возможностями.

Почему российские веб-дизайнеры и  владельцы сайтов равнодушны к информационным  потребностям инвалидов, в чем заключаются  эти потребности и что можно сделать  для их удовлетворения?  Среди основных проблем, с которыми  сталкиваются инвалиды в Интернете, следует  выделить «безальтернативную» графическую  информацию — она не может быть озвучена  с помощью программ для чтения с экрана  (screen reader), — например, системы защиты  от автоматических регистраций (CAPTCHA);  определенные сложности создают перегруженность  страниц сайтов декоративными, малосодержательными  элементами (графические  украшения, баннеры, flash-ролики и т. д.)  и излишне сложный, а часто неправильный  код веб-страниц, затрудняющий навигацию  по сайту и страницам с помощью программ  для чтения с экрана.

Сегодня лишь некоторые российские сайты  приведены в соответствие с ГОСТ Р 52872–  2007, например сайты представительства  Организации Объединенных Наций в России  и Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации.

Обеспечение доступа в Интернет для инвалидов,  в том числе инвалидов по зрению,  является исключительно важной социально  значимой задачей; в связи с этим необхо димым шагом представляется принятие государственного  стандарта, определяющего  основные параметры сайтов, так чтобы последние  были приспособлены для восприятия  инвалидами. Стандарт будет способствовать  настолько полному предоставлению  интернет-услуг людям с ограниченным зрением,  насколько это технически возможно,  учитывая глобальность Интернета и специфику  разработки сайтов.

Одной из причин игнорирования в виртуальной  среде потребностей инвалидов является  низкая заинтересованность российского  интернет-бизнеса в соответствующей аудитории,  а готовность приспосабливать сайты под  запросы людей с ограниченными физическими  возможностями из чистого альтруизма оценивается  им скептически. Решительно изменить  ситуацию могло бы придание обязательной, а  не рекомендательной силы ГОСТ Р 52872–2007  в отношении сайтов органов государственной  власти, что послужило бы катализатором для  коммерческого сектора.

Установлена административная ответственность  юридических и должностных  лиц за уклонение от исполнения предусмотренных  нормативными правовыми актами  требований к созданию условий инвалидам  для беспрепятственного доступа к объектам  инженерной, транспортной и социальной инфраструктур,  а также для беспрепятственного  пользования железнодорожным, воздушным,  водным, междугородным автомобильным  транспортом и всеми видами городского и  пригородного пассажирского транспорта,  средствами связи (статьи 9.13, 9.14, 11.24 Кодекса  об административных правонарушениях  Российской Федерации — КоАП РФ). Размер  штрафа для должностных лиц составляет  2–3 тысячи рублей, для юридических лиц —  20–30 тысяч рублей.

При новом проектировании и реконструкции  общественных, жилых и промышленных  зданий следует, как правило, предусматривать  для инвалидов и граждан других  маломобильных групп населения условия  жизнедеятельности, равные с остальными  категориями населения.

При этом государственные и муниципальные  расходы на создание условий инвалидам  для беспрепятственного доступа к объектам  осуществляются в пределах ассигнований,  ежегодно предусматриваемых на эти цели в  бюджетах всех уровней. Расходы на проведение  указанных мероприятий, не относящиеся  к государственным и муниципальным расходам,  осуществляются за счет других источников,  не запрещенных законодательством Российской  Федерации.

Вопрос о возложении расходов на создание  условий инвалидам для беспрепятственного  Финансирование деятельности органов  местного самоуправления, иных уполномоченных  субъектов, реализующих указанную  публичную обязанность, осуществляется за  счет средств местных бюджетов, однако в  случае недостаточности собственных средств  для покрытия соответствующих расходов муниципальные  образования вправе рассчитывать  на оказание им Российской Федерацией,  субъектами РФ финансовой помощи целевого  характера, а также привлекать средства из  иных источников, не запрещенных законодательством  РФ.

Рис. 1. Входная группа оборудована кнопкой вызова,  необходима возможность подъезда с тротуара  Рис. 2. Входные группы недоступны  доступа к объектам инфраструктуры на органы  местного самоуправления был предметом  рассмотрения в Конституционном cуде РФ  (Определение от 13.05.2010 года № 689-О-О).

Суд указал, что к вопросам местного значения  относится владение, пользование и распоряжение  имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, а органы местного  самоуправления создают условия инвалидам  для беспрепятственного доступа к объектам  социальной инфраструктуры.

Вытекающая из норм федерального законодательства  публичная обязанность по обеспечению  доступности зданий и сооружений  для инвалидов и других групп населения с ограниченными  возможностями передвижения  возлагается, в частности, на собственников  зданий и сооружений.

Обязанности по обеспечению доступности  зданий и сооружений для инвалидов  и других групп населения с ограниченными  возможностями передвижения возлагаются  на предприятия, учреждения и организации,  осуществляющие транспортное обслуживание  населения, которые обеспечивают оборудование  вокзалов, аэропортов и других  объектов специальными приспособлениями,  позволяющими инвалидам беспрепятственно  пользоваться услугами этих предприятий, учреждений  и организаций.

Оснащение специальными приспособлениями  и оборудованием действующих объектов  для доступа и пользования инвалидами  и другими маломобильными группами населения  осуществляется в период проведения  их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет  осуществить эти работы.

В случаях когда действующие объекты невозможно  полностью приспособить для нужд  инвалидов, собственниками этих объектов  должны осуществляться по согласованию с  общественными объединениями инвалидов  меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных  потребностей инвалидов.

Подпишитесь, чтобы быть вместе!